Поэт-песенник

У Ангелов бывает выходной

1

 

Вниманию читателя представляется книга стихотворений петербургского поэта Андрея Бонди «У ангелов бывает выходной». Автор предлагает подборку своих работ, созданных в различные годы творчества. Он демонстрирует владение литературным словом и достаточный для ищущей личности диапазон ассоциативного поэтического мышления.

Поэзия – неотделимая часть жизни Андрея. В его творчестве нет лишней патетики, напыщенности, эйфории. Доминирующей темой является осмысление переживаний, сомнений нашего современника, поиск сути и смысла жизни.  Как передать свои чувства посредством слова? Это тяжелый, непрерывный труд.

В своих стихотворениях Бонди искренне рассказывает о своём душевном состоянии, о нежных чувствах, любовной страсти, размышляет о роли поэзии в современной жизни.

Следует сказать, что описывая любовное томление, автор избегает бытовой слащавости и не навязывает свои душевные терзания читателю. Он заинтересовывает читателя искренностью и душевной чистотой. Любовь у Андрея часто представляется ускользающей, мимолётной. Увы, вечная мимолётность любви. Это чувство у поэта находится в настоящем и в будущем. Оно связано с надеждой. Поэтические интонации мечтаний – простые и понятные.

Во многих стихотворениях Бонди встречаются интересные сравнения, метафоры. Ассоциативный ряд увлекает читателя, например, «Вечер, вымазанный сажей, сел ко мне на подоконник», «Ночные полеты придумали феи, когда возвращались домой на рассвете», «Зима-художница проснулась и наносила белый грим», «Тоска звучит мелодией холодных нот»…

Названия стихотворений, на первый взгляд, слишком простые – «У моста», «Твоё окно», «Видимо», «Мы», «Тепло», «Письмо»… Прочитав произведение до конца, читателю становится ясно, что за лаконичным название скрывается глубокий мир чувств и размышлений автора.

Необходимо отметить, у многих стихов Андрея Бонди сильные концовки, часто в них раскрывается суть предыдущих поэтических строк. Читатель возвращается к началу произведения, перечитывает его под другим взглядом, с иным интересом и настроением.

В представленном сборнике стихов Андрея Бонди 9 глав.

             Глава 1 называется «Город». В ней автор представляет стихи, посвящённые Санкт-Петербургу, его улицам, гранитным набережным рек и каналов. Они неотъемлемая часть жизни поэта. Интересны сравнения, которые предлагает читателю Бонди.

«Утомлённый осенним приливом,

Город встал, как последний паломник…»

«Мы с тобой одни в этом городе,

Там, где осень весной начинается».

«Город белых ночей и снегов

По колено скован гранитом…»

«Бродят слова не опавшими листьями

По переулкам осеннего города…»

«Нева, как кошка, трётся о гранит…»

 

«Не потечёт Нева назад;

И Медный Всадник не споткнётся;

Лишь кто-то бросит хмурый взгляд;

И скрипнет дверь двора-колодца».

 

Внимательный читатель в произведениях Андрея Бонди заметит и лёгкую иронию, шутку. Определённо, автор умеет вызвать у читателя улыбку – это удаётся не всем поэтам.

«И пока небесный водопад

Совершает свой обычный путь,

Кто ждал дождь, тот будет рад;

Кто не ждал, тот подождёт чуть-чуть…»

«Дышало лето зеленью травы,

Среди цветов мы улеглись красиво.

Возможно, были мы и не правы,

Когда коньяк смешать решили с пивом».


         Глава 2. «Зима». В эту часть книги входят стихотворения, посвящённые любимому поэтом времени года и созданные в этот период под влиянием «белого» настроения. Особенно трогательны строки о первом снеге.

«Я люблю первый снег, потому что он – первый,

Как любимая женщина мягок и свеж…»

«Первым снегом  я вернусь к тебе домой…»

В этой главе читатель определённо обратит внимание на следующие стихи: «Художница», «Рождество», «Прогоняя», «Мелодия холодных нот», «Что-то не так», «Блюз», «Белым танцем»,  «Прощальный снег»…


         Глава 3. «Грусть». Понятно, что включённые в неё стихи пронизаны различными душевными настроениями, чаще всего минорными. Грусть, как психологическое состояние, у поэта отмечается различными оттенками – от светлых, нежных до печальных, от разочарованных до почти оптимистичных. Названия стихотворений говорят сами за себя – «Странная игра», «Не оставляйте женщину одну», «Боль», «Когда идут дожди»…

Лучшие в этом цикле – «Когда меняют листья цвет», «Читая книги», «Зажгут», «Не молчи», «Мы достойны», «Всё равно», «Не вернуть», «Паблисити»…

Ассоциации, сравнения у Андрея Бонди интересные и оригинальные: «уютный дом под бархатною крышей…», «сном засеребрятся веки», «водопад горьких слёз– очищение, моет город от грязи и праздности»…


        Глава 4. «Весна». Это одна из самых светлых и мелодичных глав книги.

«Ты – Женщина! В тебе живёт Весна! Её дарить ты мне не перестанешь…»; «Первый лист поцелуем распустится, созревая до утренней свежести…»; «Веселой вьюгой входит март в давно забытые ворота»; «Ночь весенняя городом правит, звезды спрятались, ветер затих…»

Очень удачные концовки стихотворений:

«Если время на миг остановится –

Значит, судьба тебе выпадет светлая».

«Мы становимся птицами словно,

А вся жизнь – это свет маяка».

Заинтересованного читателя приятно удивят следующие произведения:

«Светлая», «Желание», «Слушай музыку», «Закончилось всё хорошо», «После снега» и другие.


         Глава 5 – «Дорога» – наиболее значимая в творчестве Андрея Бонди. Эта часть книги сосредоточила в себе наиболее философские и глубокие по содержанию произведения. Лучшие – «В путь», «Письмо», «Возможность расстаться», «Не замечал», «В надежде», «До утра», «Нечет», «Голубь почтовый», «Жизнь»…

Сравнения достаточно глубокие и оригинальные, высказывания точны и афористичны: «эта правда сжигает ладони», «весна одаривает тех, кто и зимою видел лето», «вращается Земля всегда по кругу, любви ходить по лезвию ножа», «звезда застыла на ладони, мне отдавая яркий свет».

Автор экспериментирует с ритмом.

«За кулисами сцена,

                   Роль играю без слов…

Месяц вышел из плена

                   Дождевых облаков».

 

«Полночь – время разгадывать тайны,

Вместо красок замешивать кровь.

Не всегда месть бывает опальной,

Не всегда будет чистой любовь».

«Не найти новых истин,

Веры в старые – нет.

Жизнь похожа на выстрел,

Где от пули лишь след».

«А в предрассветной тишине,

Когда у всех закрыты глазки,

Умчит на розовом коне

Тебя герой любимой сказки».


         Глава  6 – «Лето» воспевает радость, веселье, расцвет чувств, эротику, нежность, любовь.

«Распиши это лето веснушками, озорными, дразнящими юношей»; «Подари мне совместный рассвет, разбуди меня нежно губами…»;

«Млечный Путь отражается вновь полосой.

Край Вселенной так близок, что можно упасть,

Берег море раздвинул прибрежной косой.

Ты и я. Море. Вечер. Огонь, пламя, страсть…»

Лучшими из подборки стихотворений, пожалуй, можно назвать «Это лето», «Я хотел бы», «Тёплая ночь», «Простишь?», «Напиться», «Ночные полёты», «Ручьём», «Потихоньку» и другие.


       Глава 7. – «Желание». Можно сказать, что эта часть книги является продолжением предыдущей, она также посвящена нежным чувствам. Простыми, обычными фразами, иногда совсем не поэтическими, Андрей Бонди передаёт хрупкость влюблённости, её нежность и чистоту, огонь страсти, глубину чувства к любимой женщине.

«Окунись, как проснёшься, в туманом закрытый рассвет.

Он парным молоком растекается мягко у дома».

«Солнце шлёт свои приветы,

Отражаясь в стёклах, словно

Наступило наше лето.

Я хочу услышать Слово…

                   Только ты скажи мне Слово,

У тебя звучит красиво,

Я хочу услышать снова:

«Ты – хороший, ты – любимый…»

Можно отметить примечательные стихи: «Хорошо», «В моё окно», «Ты сказала не люблю», «Я в глазах твоих утону», «От меня к тебе», «На волне», «Твой голос», «Река твоей любви»…

 

       Глава 8. «Осень». Для Бонди осень, увы, – печальное время года, время разочарований, прощаний, размышлений. Но! И поэтического вдохновения! «Осень о листьях упавших расплачется…» Муза приходит от ветра шалого, от трещины на стволе тополя, от воспоминаний о каплях дождя на ладонях любимой…

«Мы из лета уходим без спроса,

Листопадом следы заметая.

С одиночеством дружит лишь осень,

Строчки свежие ночью читая…»

Андрей оригинально выстраивает строки на несовместимых, на первый взгляд, контрастах.

«Вечер беспощаден и жалок,

Синевой золотой опалённый…»

Автор точно передаёт своё психологическое состояние: данный вечер для поэта беспощаден в осознании утраты любви и надежд, но одновременно он слаб и жалок своим одиночеством и разочарованием. Почему «синевой золотой…»? Мой вариант расшифровки: ясная синева неба опалена отблеском золотого купола церкви, как символа Вечного. Вера в истинную Любовь – как символ незыблемого понятия «Возлюби ближнего…»

Таким философским, ассоциативным способом читатель может переосмыслить стихотворения «Осень», «Вспоминая», «Как всегда», «Ноябрь», «Тепло с ладоней», «Осенний блюз», «Мартини», «Забыли», «Печаль», «Лениво», «В тепле».
 

       Глава 9. называется «Посвящения». В эту часть книги Андрей Бонди поместил стихи, написанные друзьям, коллегам поэтам, музыкантам, своим кумирам, ушедшим дорогим людям.

Удачное, на мой взгляд, стихотворение «Памяти Виктора Цоя» написано Андреем в день похорон яркой творческой личности.

«Да, он ушёл и больше не вернётся,

И в этом мире с ним не будет встреч.

Но каждый день в наш дом восходит Солнце,

Одна из звёзд, что он успел зажечь».

Интересное стихотворение «Ричарду Баху», навеянное его, не достаточно ещё оценённой по глубине эзотерической философии книгой «Чайка по имени Джонатан Ливингстон ».

«…Раз рожден ты Белой Чайкой,
Значит, создан для полёта…»

Забавно посвящение Герману Гессу, с лёгким юмором Андрей признаётся, что не смог понять смысл рассуждений писателя-философа.

«Я не знаю, кому и зачем это нужно –

Написать книгу так, что нельзя прочитать,

Где полно лишних слов, я вникаю натужно,

Не уверен при этом, что и надо вникать…»

Запомнятся читателю стихотворения-посвящения «Моя любимая Марлен», «Майку Науменко», «Хорошему знакомому», «Сорокиной Наталье», «Памяти отца моей любимой», «Джону Леннону», «Поэту»…

О произведениях Андрея Бонди можно сказать много добрых слов, но можно найти и некоторые недоработки в технике стихосложения. Это легко исправляется. Все согласятся, что творческий человек всегда интересен – он в поиске.  Андрей пытается заглянуть в будущее и переосмыслить прошлое.

«Смотреть из-за незапертых дверей –

Удел себя по жизни не нашедших.

Музей из черно-белых галерей

Напоминает нам о днях ушедших…»

Отличительная черта творчества Андрея Бонди– все его стихотворения искренние и пронизаны чувством любви, не всегда счастливой, но глубокой. Его любовь к городу, природе, женщине, друзьям, звёздам, ветру, дождю… – это любовь к Жизни.

 

Соловьёва Вера Андреевна,

действительный член и профессор

Академии русской словесности и

изящных искусств им. Г.Р.Державина

6 августа 2012 года